Как выбрать первую гитару?

В принципе, хоть в в статье я буду писать о том, как выбрать первую гитару, все те же принципы можно применять и при выборе всех последующих. Разница лишь в том, что бывалые гитаристы зачастую и сами в курсе, на что обращать особое внимание, а тем, кто берет самый первый инструмент и правда стоит опасаться выбросить деньги в никуда.

Итак, для начала, давайте сразу уберем тот из вариантов, когда Вы еще сами не решили, будете ли Вы играть и берете гитару попробовать, и надо так, чтобы потом не жалко было. Это — полная ерунда и самый лучший способ выкидывания денег на ветер. Почему? По многим причинам, но главная — если Вы купите такую гитару, которую, если что, не жалко — она точно отобьет у Вас желание заниматься и Вы точно ее уже никому не продадите. Так что сначала — решиться, а потом — действовать, ведь думать после действия — не лучший порядок.

Допустим, решились и собираетесь брать гитару, а какая нужна? Не будем глубоко вникать в классификации, но если Вы собираетесь учиться, так сказать, академической игре, то, естественно, брать нужно классическую. Если «просто для себя», хотя, и первый вариант этого не исключает, то берите, то к чему душа лежит — хоть классику, хоть вестерн. Да, а акустике нельзя сыграть много из того, что играется на классике, а на классике — того, что можно на акустической гитаре. Так что люди, которые хотят играть и то, и то, не ищут компромиссов, а имеют несколько гитар. Так что, подумайте сами, какая именно гитара сильнее увлечет Вас на первых этапах, ведь это — важнее всего. Если Вы хотите электрогитару — тут еще проще — выбирайте среди тех, что больше на вид нравятся, но лучше — без тремоло машинки.

Было нелегко, но с выбором определились? Замечательно! Берите с собой человека, который разбирается в гитарах и идите с ним в магазин. Я не шучу, это — лучший способ. Хотя, если этому человеку в достаточной степени начхать на ваши последующие страдания, он может разлекламировать Вам первую попавшуюся, лишь бы Вы поскорее отстали. Так что давайте все-таки, на всякий случай, подумаем — какой должна быть первая гитара?

Первая гитара должна быть достаточно качественной, чтобы можно было учиться.

Я не говорю о степени крутости, узнаваемости бренда, дороговизне или чем-то подобном. Я говорю о том, чтобы гитара соответствовала некоторым критериям, важным для занятий музыкой. Таких критериев очень много, но я приведу основные:

Тембр и громкость — Вам не на концерты бегать, так что громкость — вопрос второстепенный, а тембр Вас просто должен устраивать. Если при прослушивании в магазине Вам кажется, что гитара отличная, но звук все-таки, слишком глухой, то, с одной стороны, это не так страшно, а с другой — подумайте, как этот глухой звук станет бесить Вас с месяцами регулярных занятий. Звук должен Вас устроить, не экспертов и знатоков, а именно Вас. Если всему миру кажется, что звук глухой, а лично Вам он нравится, то тут проблемы никакой.

Динамический диапазон — это то, насколько контролируема гитара в плане разнообразия громкости звучания. Вы должны иметь возможность и прошептать на гитаре что-то, и поставить нужный акцент, причем все это должно звучать музыкально. К сожалению, у совсем дешевых инструментов, изготовленных из того, что у китайцев было под ногой, с этим, как правило, большие проблемы. Звук на них есть, но попытки сыграть несколько нот потише приводят к невнятному бурчанию, а поставить акцент — к той же громкости, но с лязгом и дребезгом. Так что, даже если вы не умеете играть совсем — все равно не постесняйтесь по-разному подергать струны или попросите продавца сыграть Вам и послушайте внимательно.

Звучание атаки — это, конечно, и от музыканта зависит, но гитара и тут может поставить палки в колеса. Когда Вы пытаетесь сыграть нечто достаточно быстрое или просто наполненное звуками, это может звучать как множество разных звуков у которых ясно слышно начало, а может стать невнятной кашей, как речь из радиостанции в старых такси. То есть, там те же слова и буквы, но диспетчеру очень тяжело, если вообще возможно, передать их значение через эту радиостанцию. Как понять? Опять же, слушать. Да, Вы пока не профессионал, но и Вы услышите, нравится Вам звучание или нет.

Комфорт при игре — гитара должна быть удобна, иначе сам процесс игры будет отнимать слишком много сил и приносить слишком мало радости. Здесь важна сбалансированность гитары — если вы сели и правильно взяли гитару, ее не должно сильно куда-либо перевешивать. Руки должны быть заняты извлечением звуков, а не удержанием инструмента от падения.

Комфорт также зависит от Высоты струн над ладами — если струны слишком высоко, то сил на звукоизвлечение будет уходить очень много и быстрого прогресса можно не ждать. Для акустической гитары и для классической гитары значения высоты струн над двенадцатым ладом — разные, в среднем, можно считать 3,5 мм нормой, но суть проста — чем ближе струны к ладам, тем удобнее играть. Однако, чем ближе струны к ладам, тем больше шансов получить посторонние призвуки, вроде дребезжания струн о соседние лады.

И с технической точки зрения этот фактор — один из основных. Дело в том, что опустить струны до удобоваримого положения зачастую мешают чисто технические факторы — правильность геометрии накладки грифа, правильно произведенная регулировка прогиба грифа, качество установки ладов и некоторые другие. Оценить адекватно сами эти факторы новичку может быть тяжеловато, но если какой-то из этих моментов далек от идеала, то Вы увидите одну из двух картин:

  1. Струны расположены на нормальной высоте над ладами, зажимать их комфортно, но на некоторых ладах некоторые струны дребезжат.
  2. Ни на каких ладах струны не дребезжат, но расположены они так высоко, что зажимать их неудобно и тяжело.

Как правило продавцы, у которых основная задача, как ни странно, продать гитару, занимают позицию «да это все просто поднастроить», причем, даже если ты им прямо говоришь, что знаешь как все устроено, как должно быть и почему именно так происходит. В первом случае из рассмотренных они , как правило, говорят: «Да это порожек можно немного приподнять и все станет отлично.» Во втором случае они говорят: «Да это порожек можно немного опустить и станет отлично.» Фразы по смысловой нагрузке не сильно различаются, но у продавцов есть еще одна коронная, которая работает на оба случая: «Да это анкер можно покрутить и станет отлично.»

Я не говорю, что Вас обязательно обманывают, но поймите одну вещь — продавцы — это продавцы и, зачастую, музыканты, а не изготовители, не мастера по ремонту и не настройщики. Они сами могут верить в то, что говорят, но могут сами заблуждаться. В конце концов, они — лица заинтересованные и Вы их не знаете, так что верить каждому их слову не обязаны.

Особо одаренные иногда берут гитару и со словами «Да ничего тут не дребезжит!» начинают так ласково подергивать струну, зажав на проблемном ладу, чтобы она просто не могла дребезжать. От таких сразу разворачиваемся и бежим в другой магазин — если в начале диалога есть такая пошлая попытка обмана, то что будет, если дело дойдет до гарантийных обязательств?

Это мое мнение, но продавать не настроенный музыкальный инструмент — далеко не хороший тон, хотя, в последнее время это — практически, повальное явление. Я не говорю даже о регулировке прогиба грифа, отстройке мензуры и высоты порожков — бывают банально не настроены даже струны. Вот приезжаете Вы в автосалон выбирать автомобиль, а он не заводится или глохнет периодически. А продавец Вам говорит: «Да это карбюратор настроить и отлично будет.» или «Да это мозги перепрошить и замечательно станет.» Конечно, к сожалению, и такое бывает, но тут же очевиден выбор — брать или не брать. Вот Вам простые истины, которые надо усвоить и смириться:

  1. Если с гитарой все действительно технически хорошо, но продавец не удосужился ее нормально настроить, то это — безалаберность и неуважение к клиентам, а Вам не стоит это поощрять, делая таким экземплярам выручки. В конце концов, они, видимо, не так уж сильно хотят продать гитару, раз даже не настроили.
  2. Если продавец очевидно хочет продать Вам гитару а все ее проблемы, по его словам, решаются простой настройкой, то это — или некомпетентность продавца, раз он сам не смог качественно настроить гитару, либо обман и гитара имеет дефект, который решается ремонтом, а не регулировкой. Если человек хочет продать гитару и для решения всех ее проблем ее нужно лишь немного настроить, поверьте, он сделает это сам. Если не сделал — значит попытался, но не смог. Не смог он — точно не сможете и Вы. А ремонт иногда может стоить в разы дороже самой гитары.

Что же делать? Смотреть только настроенные гитары, так и спрашивайте продавца: «Гитары настроены? какие можно посмотреть?» После этого педантично зажимаете каждую струну на каждом ладу, без фанатизма, но уверенно громко издаете звук, если дребезжит хоть где-то — никого не слушаете, откладываете на место и берете следующую. Если нашли ту, которая и по расстоянию струн над ладами в пределах разумного, и дребезга нет, то просите друга или продавца на ней поиграть и оцениваете звучание по первым пунктам из этой статьи.

Вполне естественно, все написанное выше относится не только к магазинам, но и к частным продавцам. Суть та же — если гитара хорошая, но есть какая-то мелочь, то это — далеко не мелочь, иначе продавец сам бы все исправил. К сожалению, как только Вы пройдете этот нелегкий путь, настроение у Вас немного испортится — Вы сами убедитесь в том, что желание купить что-то бюджетное, лишь бы поучиться — бывает очень далеко от реальности. Найти среди дешевых гитар инструмент без дефекта — очень нелегко. Найти еще и неплохо звучащую — еще тяжелее. Однако, чудеса иногда случаются и мы надеемся, что Вам обязательно повезет.