Как появилась музыка. Заметка 1.

Эта статья — самая первая из новой рубрики моих заметок о музыке. Эта рубрика планируется, как небольшой самоучитель по игре на гитаре для начального уровня, но с не совсем стандартной схемой подачи материала. Основной задачей я вижу не обучение конкретным приемам и заучивание конкретных знаний, а понимание целостной картины музыкального мира. Ничего нового и сенсационного здесь не будет, просто я буду говорить о музыке с моей личной точки зрения, акцентируя внимание на тех вещах, которые считаю важными. Надеюсь, Вам будет интересно и познавательно.

Такого рода статьи принято начинать словами «ученые до сих пор не пришли к единому мнению» или «существует множество гипотез». На самом деле и то, и то — совершенно верно, но, как мне кажется, даже если ученые перестанут спорить и найдут неоспоримые доказательства какой-либо одной единственно-верной теории, то это событие никак не повлияет на музыку, а порадует в большей степени историков. Теперь, наверное, может показаться, что в этой статье и смысла нет для тех, кто увлечен музыкой, но это — не так. Понимание истоков важно в любой сфере, так как дает больше осознанности в творчестве и, наверное, свободы тоже. Для начала, конечно же, рассмотрим некоторые популярные теории.

Как люди изобрели музыку

Гипотеза о том, что человек музыку изобрел, на мой взгляд, заслуживает звания самой нелепой теории ее возникновения. Не хочу никого обидеть, но более далекой от здравого смысла теории я не знаю. Суть ее заключается в том, что люди искусственно изобрели музыку. То есть ее не было, а потом кто-то решил, что уже как-то пора, а то свадьбы дюже скучные…

Тут у теории есть некоторые варианты. Одни считают, что древние люди решили создать пение, как способ сложной ритмической координации для выполнения сложной командной работы. То есть, например, надо дружно завалить несчастного мамонта, окружив его и дружно напав. В принципе, логика есть… Извращенная немного, конечно, но есть. В прекрасном фильме «Гудзонский ястреб» герои пели одну и ту же песню, вместо секундомера, чтобы скоординированно действовать в разных местах. Фильм всем рекомендую, а теорию эту — нет.

Отряд поющих охотников даже в моем воображении смотрится слишком нелепо и карикатурно. Хотя, можно, например, послать к добыче певца с культурной программой, а охотники просто дождутся, пока зверь в достаточной степени будет увлечен своим эстетическим развитием или гастрономическим интересом к артисту… Это из разряда «всяко может быть», но мне верится с трудом. Мне кажется, что в данной ситуации жесты и разного рода знаки куда практичнее.

Другие считают, что, например, тащить кирпич одному — нормально, небольшую глыбу вдвоем — приемлемо, большой камень втроем — проблематично, небольшой валун вчетвером — удовлетворительно, но если нужно притащить всорокером громадную глыбу для постройки Стоунхенджа или пирамиды, то крайне необходимо что-то в процессе еще и петь, дабы действуя в едином ритме хотя бы не оттоптать друг другу пятки, да и синхронно эту глыбу потом отпустить, а не так, чтобы кого-то опять этой глыбой слегка прищемило.

Лично мне кажется, что это — еще менее вероятно, ведь в таких условиях гораздо проще изобрести мат и он будет гораздо более эффективен. Может, он, кстати, и был так изобретен, я эту тему еще не изучал.

Некоторые полагают, что музыкальные напевы появились для, так сказать, морального облегчения выполнения монотонных задач — «Ловись рыбка, ловись», «Варись, кашка, варись», «Пились, бревно, пились» и прочее. Мне по этому поводу даже сказать нечего. Не жизнь, а мюзикл получается, что ж мы сейчас так не делаем, ежели оно так наши будни облегчает?

Музыку человеку подарили боги

Да, да, да, пришли и обдарили высокодуховной музыкой с ног до головы, нате, мол, не подавитесь. Звание самой нелепой теории не досталось этому пункту только оттого, что не хочу случайно задеть чувства верующих и почувствовать на себе весь их праведный гнев, который приведет меня либо в геенну огненную, либо в суд, а мне ни туда, ни туда не интересно. Но согласитесь, что даже просто рассматривать это, как теорию возникновения музыки — просто несерьезно.

Человек позаимствовал музыку из окружающей природы

Вот это уже, на мой взгляд, очень близко к действительному положению дел. Музыка всегда окружала человека — шелест листвы в лесу на ветру, пение птиц, крики зверей, шум ветра, дождя, волн, раскаты грома. Мы окружены постоянным обилием звуков и чем мы ближе к природе, тем эти звуки благозвучнее. А поскольку древним людям повезло не слышать ни 50Гц электрической сети, ни постоянный рев машин, ни гудящую водопроводную трубу у соседей, ни свист чайника, ни мерзейшее пиликание электронного будильника, то скорее всего, то, что они постоянно слышали вокруг себя, вполне могло вызвать желание этому подражать, а не уничтожить всех вокруг.

И это приближает нас к той самой гипотезе, которая, как я считаю, если и не истинна, то наиболее близка к действительности.

Музыка была у человека всегда

Да, я считаю, что сказать, что у человечества в определенный момент появилась музыка — это то же самое, что сказать, что у волков в определенный момент появилось завывание или у лягушек квакание. Постарайтесь увидеть картину в целом. Зачем животные издают свои музыкальные звуки? Птицы, ведь, действительно поют — они издают звуковые сигналы, имеющие определенную высоту и определенную длительность. Они так общаются, то есть передают и воспринимают разного рода информацию. В основном, естественно, она касается непреодолимого желания срочно жениться, часто — извещением окружающих что, мол, я тут, место мое и я за него буду морды бить, порой — предупреждение собратьев о присутствии врага и тому подобное.

У животных нет как таковой вербальной речи в нашем ее понимании и музыки в нашем ее понимании. Им это и не нужно, а нужно им решать банальную задачу — передавать и распознавать информацию на больших расстояниях. Вот как только птички изобретут вербальное общение, в лесу можно будет всякого с веток наслушаться. А что же человек? Ребенку, чтобы освоить вербальное общение требуется достаточно много времени, а сколько, интересно, понадобилось человечеству, чтобы выработать речь как таковую?

А что было до того, как речь наполнилась громадным количеством слов, означающих, практически, все, что нас окружает? Правильно, было общение невербальное, то самое, что к пению ближе всего. Вот, посмотрите — есть, например, слово «пожалуйста». Что оно значит? Если без контекста, то есть без окружения другими словами? У этого слова не то, чтобы, сильно много значений, но его можно наделить разного рода оттенками, которые добавляют к значению слова еще и смысл. Это может быть и мольба, и сарказм, и совершенно ровное словцо для вежливости, и даже принуждение. Более того, помимо той информации, которая относится к самим сказанным словам, мы можем судить и о человеке, который их говорит, о его настроении, о ситуации в целом.

Да, вербальное и невербальное общение сейчас тесно связаны в виду общей сложности современной жизни и окружающего нас мира, так что если убрать слова, то будет тяжело объяснить кому-то, что надо не забыть покормить рыбок, а корм лежит не в шкафу, как обычно, а в стенке за стеклянной дверцей, которая маленькая, в зеленой пачке от чая, который твои родственники в прошлый новый год дарили. А если слов нет, но необходимо донести какую-то простейшую информацию, вроде «Ты мне не нравишься!», «Ты мне нравишься!» и «Где мои ключи?», то вполне можно воспользоваться, практически произвольными звуками, нагружая их смыслом посредством интонации, длительности и прочих невербальных приемов.

Например, товарищи алкоголики, дойдя до нужной кондиции, практически напрочь лишаются дара речи, причем именно вербальной. Однако, при этом они продолжают активно общаться друг с другом и, к сожалению, иногда с окружающими на незамысловатые насущные темы, легко передавая смысл своих притязаний парой троек гласных и согласных и дичайше богатым спектром интонаций. Серьезно, если встать в некотором отдалении, чтобы вся горесть их бытия вместе с недавней закусью случайно не была выплеснута на Вас, абстрагироваться от того, что вы знаете и источник, и смысл кружащейся там информации, для этого, кстати, одной рукой можно закрыть глаза, а второй — нос, то можно себе представить, что это — общаются древнейшие люди.

Давайте, все-таки вернемся поближе к музыке. Откройте любой учебник музыки, самоучитель, или другую подобную литературу. Там поищите место, где говорится о музыкальном звуке и его параметрах и Вы увидите, что это — все те же параметры которые используются в обычной речи: тембр (он от нас мало зависит, какой есть, с таким и живем), амплитуда (то есть громкость), высота, длительность. Можно, конечно, поспорить о том, что речь и пение — это, все-таки разные вещи, хотя бы от того, что при пении речь подается нараспев. Я, конечно, отброшу свой аргумент с рэпом, но мне все равно есть, что по этому поводу сказать. такая частность музыки, как пение, на мой взгляд уводит вербальную составляющую речи еще дальше на задний план, а главное место при этом занимает именно эмоциональная, атмосферная составляющая. И этим мы тоже активно пользуемся в речи.

Например, как Вы успокаиваете маленького ребенка? Говорите ему «Успокойся!» или приводите логичные аргументы в пользу спокойствия? Нет, вы его убаюкиваете, говорите с ним тихо и нараспев, с очень интересными музыкальными ходами, причем слова с их конкретным смыслом и здесь далеко на заднем плане, гораздо важнее то, какие эмоции вы в них вкладываете и какую атмосферу этим создаете. Вот Вам и зачаток колыбельных песен.

А когда плачущий человек открывает Вам душу в надежде на поддержку, он что, излагает сухие факты, как диктор? Он плачет и говорит опять же нараспев. И передает Вам все те эмоции, которые испытывает сам, опять же совершенно музыкальными приемами — там и громкая обида, и тихая скорбь, и протяжная тоска, и легкая надежда. Разве не это мы слышим в хорошем блюзе?

Так что, несмотря на такие отличия, как привязка к конкретной музыкальной системе, строгая ритмика, вокальная позиция, аккомпанемент и прочее, музыка была с нами всегда и ее просто не было необходимости изобретать. Просто, когда стало недостаточно невербальной коммуникации, сформировалась речь. Но слов в их стерильном, очищенном от музыкальных приемов  виде тоже совершенно недостаточно для полноценного выражения своих мыслей, переживаний и чувств. С этой задачей справляется как раз музыка.

Много еще можно сказать по этому поводу и много примеров привести, но я полагаю, что сказанного Выше было достаточно, чтобы дать Вам понять мою точку зрения. Вы можете согласиться или не согласиться, лучше, конечно, подумать и выработать свою собственную точку зрения. В любом случае, я благодарен Вам за то, что уделили время этой статье и надеюсь, Вам было интересно. Ждите новых статей в ближайшее время.